Единая автоматизированная информационная система сведений о показах кинофильмов в России введена законодательно, но до сих пор не может заработать. Парламент предложил переложить этот груз на Министерство культуры.

О возможных перспективах решения размышляет обозреватель «Вестей ФМ» Антон Долин.

Единый электронный билет превращается в миф, так и не успев стать реальностью. Речь о системе, которая позволит считать деньги, заработанные в российском кинопрокате различными фильмами, как отечественными, так и заграничными. Суммы растут, они перевалили в прошлом году аж за миллиард евро, то есть Россия вошла в пятерку самых успешных в этом отношении стран, а из чего они складываются, так никто толком сказать и не может.

То есть цифры сборов есть, но собираются они медленно и ненадежно, с миру по нитке: приходится верить на слово то кинотеатрам, то прокатчикам, то продюсерам, без малейшей возможности узнать наверняка, не завышают ли они (из тщеславия) или не занижают ли (ради уклонения от налогов) свои успехи. Так вот, официально решение о переходе на единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах было принято уже несколько лет назад, а результата нет до сих пор. Об этом заявил на заседании подкомитета по финансовому контролю комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам первый заместитель его председателя Сергей Иванов. Как сообщают РИА «Новости», по словам Иванова, недобросовестные демонстраторы уклоняются не только от предоставления информации, но даже от самой регистрации в этой системе: сегодня в России 7300 кинозалов, но в системе значатся меньше двух тысяч — в результате сведения системы составляют едва ли 30% от общего реального числа, а то и меньше.

Чтобы решить эту проблему, Иванов предложил наделить Министерство культуры России функциями надзора и контроля над нарушениями законодательства в области кинопроката. Это лишь одно предложение, а есть и другое: сенаторы предлагают Минкульту разработать новый механизм, который предусматривал бы ответственность студии-производителя за невозврат денег, выделенных из бюджета на кассово провальный фильм. Как будет работать все это, непонятно и неизвестно.

Очевидно другое: как бы ни отреагировало на инициативы ведомство Владимира Мединского, это еще один шаг к централизации системы государственного управления финансированием кинематографа. После смены министра и его заместителей таких шагов было предпринято уже немало, как минимум резко сократились полномочия руководства Фонда кино, ранее занимавшегося распределением государственных денег, и перераспределение средств сразу показало, кто главный: Минкульт. Теперь же, если министерству удастся заставить кинотеатры сообщать о своих сборах, гегемония этого ведомства в крупнейшей культурной индустрии России станет бесспорной. А уж хорошо это для кинематографа или плохо, пока предсказать не возьмется никто: сначала пусть система заработает, а там будет видно.