Известный режиссер презентовал в Липецке новый фильм и закрыл фестиваль «Сталкер».

Благотворительный показ фильмов фестиваля «Сталкер» закрылся  демонстрацией новой киноленты Александра Прошкина «Искупление». По словам самого народного артиста  страны, картина является продолжением его постоянной темы о чудовищных испытаниях, которым подверглась Россия в XXвеке. Начиная от революции и гражданской войны и заканчивая Второй мировой и сегодняшним торжеством хамства. По мнению Прошкина, трагедия русского человека в том, что ему не привита ответственность за свою жизнь и поступки.

«Искупление»

— Так сложилась наша история, что многие поколения русского народа жили сначала при царском самодержавии, а потом при советской диктатуре, когда не сами люди, а власть решала их судьбу. И наш народ на генетическом  уровне не умеет брать на себя ответственность за свою жизнь и поступки. Так мы воспитаны и по-прежнему ждем, что за нас кто-то все решит, — обратился режиссер к зрителям.

«Искупление» как раз об этой ответственности. Действие фильма разворачивается в канун первого послевоенного Нового 1946 года в одном из южных российских городов. Раньше здесь жили в мире и согласии представители разных национальностей. Война разделила их на жертв и палачей, а после Победы жизнь обернулась еще большими испытаниями. Посудомойка, вдова героя-летчика, ворует из милицейской столовой, чтоб прокормить шестнадцатилетнюю дочь и двух доходяг, которых приютила у себя. А дочь, как истинная комсомолка  доносит на мать.

— Мне бы хотелось развеять миф о первых послевоенных годах. Это трагическое время. Фронтовики, проливавшие кровь за Родину, возвращались домой и надеялись, что жизнь изменится, станет лучше, но этого не случилось. Та же нищета, то же бесправие и вторая волна репрессий. И мне хотелось рассказать молодому поколению, через какие испытания пришлось пройти их прадедам, чтобы можно было задуматься и понять их жизнь и поступки. Мы остаемся людьми пока в своем сердце  несем сочувствие друг к другу.

Фильм снят по одноименной повести Фридриха Горенштейна, который  войну и репрессии познал на себе. В 1937 году, когда Горенштейну было четыре года, его отца расстреляли за статью в газете о бесперспективности колхозов. В девять лет на его руках умирает по пути  в эвакуацию мать. В Советской России ни одной строчки писателя о военных и послевоенных годах напечатано не было. В Германии, куда он эмигрировал и где был знаменит, публично говорил о Великой России и о том, что западный мир ненавидит его Родину.

Однако в «Искуплении» и сценарист, и режиссер не так однозначны, как в своих заявлениях в жизни. В фильме каждый герой может выбрать свой путь, также, как и зрители — кому сочувствовать, кого ненавидеть. Но в итоге вывод остается одним – только любовь и прощение способны сохранить в нас человека. Липчане после фильма Прошкина уходила из зала, не стесняясь слез.

«Он создал образы большого Хама»

Последнюю из своих ролей в фильме Прошкина сыграл Андрей Панин. Режиссер сравнил актера с такими гениальными артистами, сумевшими создать национальный характер, как Олейников, Шукшин, Приемыхов. Панин сыграл в фильме небольшую роль, но она сумела вместить в себя все проявления русского человека, от самых высоких до самых низменных.

— У Андрея была способность выразить экстракт характера русского человека. В моих картинах он всегда играл положительных героев, потому что я шел от его характера. Но у других режиссеров Панин снимался и в отрицательных ролях и сыграл их замечательно. Он всегда говорил, что перевоплощается в кадре потому что хочет донести до людей правду своего мироощущения жизни. И это некое послание всем нам. Панин предчувствовал, что в нашей российской действительности наступают изменения, приходит время большого Хама, которое разлагает и деформирует нас.

«Кино – это лучший способ привить человеку чувство Родины»

На просмотр фильмов фестиваля «Сталкер» в общей сложности пришло порядка 3,5 тысячи человек. Показ проходил в ККЗ «Октябрь» в течение пяти дней. И если сначала в зале были, в основном, люди пенсионного возраста, то позже фильмы 2011-2012 годов привлекли внимание молодежи.

Один из самых больших недостатков фестиваля  – ужасное техническое оснащение. Фильмы демонстрировали на плохом оборудовании, и  качество показа оставляло желать лучшего. По сути, это стало очередным  и привычным всем нам проявлением отношения властей к российскому кино и культуре в целом.

Беседуя с журналистами, Александр Прошкин посетовал, что  в России принято ругать собственное кино, хотя большинство хороших, но не отрекламированных фильмов просто не доходят до зрителя. С завистью рассказал о румынском киноискусстве, которое  переживает второе рождение. Там государство обратило пристальное внимание к пропаганде культурных ценностей и через развитие кинематографа  стремиться поддержать национальную идею.

— Кино, на мой взгляд, – это возможность привить человеку чувство национальной гордости. Сначала ребенок смотрит русские мультики, потом детские фильмы. Он ассоциирует себя с этим пространством, откликается на боль и проблемы понятных ему героев. Потом уже, будучи взрослым, он ассоциирует себя с пространством и проблемами своей страны и реагирует на это. Если молодые люди  смотрят фильмы о чужой жизни, то они отторгаются от своей Родины. Не случайно же мы ежегодно теряем огромное количество соотечественников, уезжающих за границу. Они убеждены, что там замечательный мир, а здесь все не так и все плохо. А будет ли так или не так в нашей стране зависит от нас. От того сколько мы сердца отдаем. Я показывал свой фильм «Искупление» в Марселе, где в зале собрались потомки первых русских эмигрантов. Они очень любят Россию, переживают за нее и ждут от нас настоящего поступка.

«Я хочу снять фильм о великих русских женщинах»

Многим зрителям Александр Прошкин знаком по своей работе на телевидении. Он много лет был режиссёром в главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения. В 1975 году Александр Прошкин снял один из первых советских телесериалов «Ольга Сергеевна» с Татьяной Дорониной в главной роли. В 1986 году — историко-биографический сериал «Михайло Ломоносов». Однако серил «Доктор Живаго» стал его последней работой для телевидения.

— После «Доктора Живаго» отказался работать на телевидении, это пустая трата сил. Когда на 42 минуты фильма дают 24 минуты рекламы,  зрители не способны следить за канвой картины. «Доктор Живаго» — это не развлекательное кино, а серьезное произведение. Но так получилось, что его больше смотрят на DVD или покупают за границей, в России же фильм просто промелькнул на телеэкране.

— Начинал я творческую жизнь в Ленинградском театре комедии, но  жизнь складывается как-то невесело, — посетовал режиссер. —  Собираюсь снять фильм о маленьком провинциальном городе, где нет работы, мужики все ушли, а кто не ушел, спились. И в деревне остается компания молодых замечательных женщин, которые не могут найти себе пару. Вообще, русские женщины очень многое вынесли. И мы вряд ли бы победители в Великой Отечественной войне, если бы не жертвенность, не любовь и не стойкость русских женщин.

Справка LipetskMedia. Александр Прошкин – народный артист России, лауреат Государственной премии СССР. Родился 25 марта 1940 года в Ленинграде. Снял такие фильмы, как «Опасный возраст», «Михайло Ломоносов», «Холодное лето 53-его», «Русский бунт», «Капитанская дочка», «Живи и помни». Фильм «Искупление» получил приз престижного Монреальского кинофестиваля «За выдающийся художественный вклад».

Александр Прошкин — отец известного режиссера Андрея Прошкина, снявшего фильм «Орда».